Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7»

 

Принято: Утверждено:

на педагогическом совете заведующий МБДОУ №7

Протокол № _____________Р.И. Элоян

  • « » ______ 2020г.

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

по аппликации

для детей 3-4 лет

«Цветная фантазия»

 

 

 

 

Составитель:

Тараскина Ольга Олеговна

 

 

 

 

г. Ленинск-Кузнецкий

2020

 

 

Содержание

 

 

Пояснительная записка…………………………………………………….…3

Критерии диагностики………………………………………………….…….7

Учебный план………………………………………………………………....8

Учебно-тематический план…………………………………………………...9

Содержание программы……………….……………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев». В.А.Сухомлинский

Аппликация– это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов – это «кладовая» для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок или сюжетов не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятия нетрадиционным апплицированием способствует развитию воображению, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Таким образом, значимость занятий нетрадиционными видами аппликации для гармоничного и всестороннего развития детей доказана как научно, так и исторически.

При создании программы опирались на нормативные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Мин.обр.науки России от 17.10.2013 №1155.

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе"

Д.Н.Колдина. «Апппликация с детьми 3-4 года».

http://www.maam.ru.

 

Возрастные особенности:

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью цветной бумаги. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии.

Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Он стремится как можно аккуратнее наклеить предмет, а после занятия полюбоваться на свою работу, рассказать, какой цвет он выбрал, что может делать этот предмет, и какая у него получилась аппликация.

 

Цель: Развитие личностных качеств детей посредством нетрадиционных техник аппликаций.

 

Задачи:

-Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации.

-Обучать техническим приемам и способам нетрадиционной аппликации с использованием различных методов.

-Развивать мелкую моторику рук.

-Воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой и клеем.

 

Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы –(сентябрь – май).

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 3 – 4 года

Режим работы образовательной деятельности: 1 раз в неделю, во вторую половину дня, продолжительностью 15 минут.

Методы и приёмы: Наглядный, практический, словесный, метод сотворчества, игровых и творческих ситуаций.

Требование к предметно-развивающей среде

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного процесса. Доступность материалов (цветная бумага, кисти, клей, картон, салфетки) на каждого ребенка.

Требование к педагогу

Педагог осуществляет дополнительное образование детей, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав участников кружка. Особенностью работы педагога дополнительного образования также является выявление творческих способностей детей, поддержка их развития. Педагог владеет методами работы с бумагой.

Ожидаемые результаты:

- Дети знакомы с нетрадиционной техникой аппликации.

-Владеют техническими приемами и способами нетрадиционной аппликации с использованием различных методов.

- Развита мелкая моторика рук.

- Имеют навыки аккуратной работы с бумагой и клеем.

 

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.

 

Формы и методы контроля:

-мониторинг уровня знаний (2 раза в год);

-метод наблюдения (на занятиях);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии педагогической диагностики по разделу «Аппликация»

3 БАЛЛА – (частично) – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности

  • Умеет правильно держать ножницы и пользоваться ими.
  • Самостоятельно режет по прямой.
  • Вырезает круг из квадрата, плавно срезает и закругляет углы.
  • Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
  • Подбирает цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
  • Составляет изображения из различных геометрических фигур.

 

2 БАЛЛ – (иногда) – характеристика предполагает периодическое появление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д.

 

  • Ребенок недостаточно хорошо владеет ножницами, навыками вырезания, разрезания по прямой.
  • Допускает ошибки при наклеивании изображения предметов из частей, составлении узора из различных геометрических фигур.
  • Требуется незначительная помощь со стороны педагога.
  •  

1 БАЛЛ - (крайне редко) – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер

  • Ребенок слабо владеет различными приемами резания бумаги.
  • Допускает грубые ошибки при создании изображения предметов из частей, составлении узора из различных геометрических фигур.
  • Ребенку необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны педагога.

 

 

 

 

 

Учебный план

Наименование

Количество занятий в месяц

Количество занятий всего

1

Аппликация

4

34

 

Всего:

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

Месяц

Тема

Время

 

теория

Практика

1

Сентябрь

Яблочко румяное

5

10

2

Сентябрь

Ягода рябина

5

10

3

Сентябрь

Рыбки в аквариуме

5

10

4

Сентябрь

Цыплята

5

10

5

Октябрь

Ромашки

5

10

6

Октябрь

Мухомор

5

10

7

Октябрь

Разноцветный дождик

5

10

8

Октябрь

Гроздь винограда

5

10

9

Ноябрь

Осенние деревья

5

10

10

Ноябрь

Цветной зонтик

5

10

11

Ноябрь

Первый снег

5

10

12

Ноябрь

Мороженое

5

10

13

Декабрь

Бусы для елочки

5

10

14

Декабрь

Шарф для куклы

5

10

15

Декабрь

Шарик для елочки

5

10

16

Декабрь

Елочка

5

10

17

Январь

Северный мишка

5

10

18

Январь

Зимний город

5

10

19

Январь

Снеговик

5

10

20

февраль

Покормим птичку

5

10

21

февраль

Пирамидка

5

10

22

февраль

Самолеты

5

10

23

февраль

Солнце в тучках

5

10

24

Март

Мимоза

5

10

25

Март

Неваляшка

5

10

26

Март

Одеяльце

5

10

27

Март

Пасхальное яичко

5

10

28

Апрель

Ледоход

5

10

29

Апрель

Большие и маленькие яблоки

5

10

30

Апрель

Чашки трех медведей

5

10

31

Апрель

Березка

5

10

32

Май

Улитка

5

10

33

Май

Жучки

5

10

34

Май

Одуванчики

5

10

 

Диагностика

 

 

 

 

 

 

2ч50мин

5ч40мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

«Аппликация»

  1. «Яблочко румяное»

Развивать навыки аккуратного намазывания клея на заготовку для работы, составлять изображение предмета из бумаги способом обрывания.

  1. «Ягода рябина»

Развивать умения детей создавать аппликацию из бумажных шариков, упражнять в аккуратном наклеивании на основу, развивать самостоятельность.

  1. «Рыбки в аквариуме»

Развивать умения детей создавать изображение рыбки из геометрических форм.

  1. «Цыплята»

Учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации

  1. «Ромашки»

Учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации

  1. «Мухомор»

Развивать навыки аккуратного намазывания клея на заготовку для работы, составлять изображение предмета из бумаги.

  1. «Разноцветный дождик»

Учить детей аккуратно приклеивать готовые заготовки на картон;

знакомить с цветами спектра; учить пространственному освоению листа.

  1. «Гроздь винограда»

Развивать умения детей создавать аппликацию из бумажных шариков, упражнять в аккуратном наклеивании на основу, развивать самостоятельность.

  1. «Осенние деревья».

Закреплять знания детей об осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; учить детей аккуратно работать с бумагой и клеем; поддерживать желание доводить начатое дело до конца развивать мелкую моторику; воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

  1. «Цветной зонтик».

Учить детей аккуратно приклеивать готовые заготовки на картон;

знакомить с цветами спектра; учить пространственному освоению листа.

 

  1. «Первый снег».

Формировать у детей понятие о явлениях природы; учить детей работать с ватой и аккуратной работе с клеем; развивать моторику.

  1. « Мороженое в стаканчике».

Учить детей последовательно выполнять работу; развивать у детей цветовое восприятие, мелкую моторику рук; продолжать формировать навыки аппликации.

  1. «Бусы для елочки».

Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к предстоящему празднику средствами художественного слова; упражнять детей в наклеивании кружков разной величины; продолжать формировать навыки аппликации.

  1. «Снеговик».

Учить детей работать с ватными дисками; закреплять умение детей располагать круги в соответствии их размера (от большего к меньшему); учить аккуратно работать с клеем.

  1. «Шарик для елочки».

Развивать у детей творческую активность; мелкую моторику рук, продолжать учить детей аккуратно работать с клеем; развивать усидчивость, желание добиваться хорошего результата.

  1. «Елочка».

Учить детей составлять аппликацию из полосок цветной бумаги с частичным наложением друг на друга; развивать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

  1. «Северный мишка».

Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Продолжать учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение правильно располагая их по величине; упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.

  1. «Воротник для снегурочки».

Учить детей отрывать от салфетки кусочки и сминать их в комочки; учить детей аккуратно обмакивать комочки в клей; воспитывать интерес к аппликации.

  1. «Домики в снегу».

Учить детей составлять коллективную аппликацию. Закрепить навыки работы с ватными дисками. Воспитывать самостоятельность и доброжелательное отношение к друг другу. Учить использовать пространство.

  1. «Покорми птичку».

Закреплять умение детей скатывать салфетки в комочки; активизировать речь, развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать заботу о птицах зимой. Продолжать учить аккуратно работать с клеем.

  1. «Самолеты».

Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию. Закреплять умение сопровождать движениями слова стихотворения. Развивать точность и координацию движений.

  1. « Пирамидка триколор».

Учить детей приклеивать детали в определенной последовательности. Закреплять умение работать с бумагой и клеем. Развивать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

  1. «Солнышко в тучках».

Учить детей работать с рваной бумагой; развивать воображение, чувство цвета, аккуратность в работе с клеем.

  1. «Мимоза».

Учить детей обрывать салфетку, сминать в комочек и наклеивать в нужном месте на листе бумаги. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание радовать.

  1. «Неваляшка».

Учить детей создавать изображение из частей круглой формы, располагать изображение в центре листа посредством последовательного уменьшения формы.

Закреплять умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы, прижимать детали салфеткой.

  1. «Одеяльце».

Учить чередовать детали аппликации по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета.

  1. «Пасхальное яичко».

Продолжать учить детей создавать композицию по замыслу. Учить наносить клей на детали и наклеивать их на заготовку. Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного. Воспитывать аккуратность

  1. «Ледоход».

Учить детей обрывать салфетку, сминать в комочек и наклеивать в нужном месте на листе бумаги.

  1. «Большие и маленькие яблоки».

Учить наклеивать круглые предметы. Закреплять представление о различии предметов по величине; правильные приемы наклеивания; воспитывать самостоятельность в выполнении задания;

 

  1. «Чашки трех медведей».

Учить детей располагать и наклеивать предметы в определенной последовательности (по размеру).

  1. «Березка».

Закреплять знания детей о времени года, учить выделять особенности внешнего вида дерева, воспитывать любовь к природе, развивать навыки работы с бумагой, учить использовать различные материалы в аппликации.

  1. «Улитка».

Учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации; доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров. Развивать мелкую моторику пальцев.

  1. «Жучки».

Продолжать учить детей составлять коллективную композицию; доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров.

  1. «Одуванчики».

Учить детей составлять коллективную композицию, располагать предметы на листе в нужном месте. Развивать доброжелательное отношение к друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7»

Принято:                                                                                                                                             Утверждено:

на педагогическом совете                                                                                                                  Заведующий МБДОУ№7

МБДОУ №7 от ____________                                                                                                             __________/Элоян Р.И./

Протокол №

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

для детей средней группы

на 2018 – 2019 учебный год

«Веселый пластилин»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                Руководитель:

                                                                                                                                               Тараскина Ольга Олеговна

 

 

 

г. Ленинск – Кузнецкий

2017

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Пояснительная записка_______________________________________________ 3

Нормативно правовая база____________________________________________ 4

Возрастные особенности______________________________________________ 4

Цель и задачи программы_____________________________________________ 5

Срок реализации программы__________________________________________ 5

Режим занятий______________________________________________________ 5

Формы обучения и методы образовательной деятельности_________________ 6

Требование к предметно – развивающей среде___________________________ 6

Требование к педагогу________________________________________________ 6

Ожидаемые результаты_______________________________________________ 7

Информационно-методическое обеспечение_____________________________ 7

Учебный план_______________________________________________________ 8

Учебно – тематический план___________________________________________ 8

Диагностический инструментарий______________________________________ 12

Содержание программы______________________________________________ 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

В настоящее время специалисты в области раннего развития ребёнка, педагоги, считают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развивая кисти рук происходит формирование головного мозга, его познавательных способностей, формируется постановка речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. (мелкая моторика). Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует от него использование точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы для письма, рисования, выполнения множества разнообразных действий. Добиться всего этого возможно только благодаря развитию навыков мелкой моторики рук.

Наблюдая за детьми своей группы я обнаружила, что 40% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка необходимо начинать с раннего детства, мной был организован кружок художественной направленности «Чудеса из пластилина», основой идей которого является рисование картин-пластилином, пластилинография.

Пластилинография-это один из сравнительно недавнего появления нового вида (жанра) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил»-создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых примерах в технике пластилинографии производится модификация, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: коммуникативность, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

 

 

Нормативно правовая база

Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в Российской Федерации:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года № 273-ФЗ);

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 7. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования);

• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе".

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (Сан ПиН 2.4.1.3049-13);

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Веселый пластилин» (составлена на основе программы Давыдова Г.Н. «Пластилинография»).

 

 

 

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

 

В старшем дошкольном возрасте развивается изобразительная деятельность детей.Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрастрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.

 

 

Цель программы:

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук;

- Развивать интерес к процессу и результатам работы;

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

 

Срок реализации программы:

С октября по май 2018- 2019гг

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 5 – 6 лет

Режим занятий:

Режим работы образовательной деятельности: 4 раза в месяц по вторникам, во вторую половину дня, продолжительностью 25 минут.

Формы обучения и методы образовательной деятельности:

специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техникой пластилинографией детей, показ воспитателем способа действия, подготовка и проведение выставок детских работ.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Требование к предметно – развивающей среде

Для организации педагогического процесса есть весь необходимый наглядный и дидактический материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам.

Развивающая предметно-пространственная среда оборудована в соответствии с требованиями. Имеются: цветной пластилин, доска для лепки, плотный картон, стека, салфетка для рук, дидактический материал, игрушки и иллюстрации, соответствующие тематике занятия.

Требование к педагогу.

Педагог осуществляет дополнительное образование детей, развивает их творческую деятельность. Комплектует состав участников кружка. Особенностью работы педагога дополнительного образования также является выявление творческих способностей детей, поддержка их развития. Педагог владеет методами работы с пластилином.

Ожидаемые результаты.

- Будет развита мелкая моторика, координация движения рук;

- Будет развит интерес к процессу и результатам работы;

- Дети научаться аккуратно работать с пластилином;

- Появиться желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

 

Способ определения результативности:

• выставки детских работ в детском саду;

• дни презентации детских работ родителям

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Учебные и методические пособия, методическая литература, цветной пластилин, доска для лепки, плотный картон, стека, салфетка для рук, дидактический материал, игрушки и иллюстрации, соответствующие тематике занятия.

 

 

Диагностический инструментарий

 

 

 

Ф.И.ребенка

Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев

Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности

Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений рук.

Ноябрь/Май

Владеет навыками и умениями работы с пластилином

Ноябрь/ Май

Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики) Ноябрь/Май

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы, выбор цвета. Ноябрь/Май

Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу Ноябрь/Май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.

Высокий уровень: хорошо развита мелкая моторика, координация движения рук; аккуратная работа с пластилином.

Средний уровень: средне развита мелкая моторика, координация движения рук; не очень аккуратная работа с пластилином.

Низкий уровень: плохо развита мелкая моторика, координация движения рук; не аккуратная работа с пластилином.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

Оценка уровня развития: низкий -1-1.9 балл; средний -2.0-2.9 балл; высокий – 3.0-4.0 балла.

 

 

Учебный план

№п/п

Название раздела

Количество минут в месяц

 

Теория

 

Практика

1

Пластилинография - октябрь

20мин

80мин

2

Пластилинография - ноябрь

20мин

80мин

3

Пластилинография -декабрь

20мин

80мин

4

Пластилинография -январь

15мин

60мин

5

Пластилинография - февраль

20мин

80мин

6

Пластилинография-март

20мин

80мин

7

Пластилинография -апрель

20мин

80мин

8

Пластилинография - май

20мин

80мин

 

Всего

155мин

620мин

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно - тематический план по кружковой работе в старшей группе

 

Октябрь

Блок №1

Тема занятия

Часы из них:

Теория

Практика

Пластилинография

«Радуга-Дуга»

5мин

20мин

«Божья коровка Пятнашка»

5мин

20мин

«Какая осень без грибов»

5мин

20мин

«Змейка»

5мин

20мин

 

Всего: 20ми

80мин

 

 

 

 

Ноябрь

Блок №1

Тема занятия

Часы из них:

Теория

Практика

Пластилинография

«Птичка клюёт ягодки на веточке»

5мин

20мин

«Осеннее дерево»

5мин

20мин

«Золотая рыбка»

(по сказке А.С.Пушкина)

5мин

20мин

«Подводное царство»

5мин

20мин

 

Всего: 20ми

80мин

 

 

 

Декабрь

Блок №1

Тема занятия

Часы из них:

Теория

Практика

Пластилинография

«Кружевная снежинка»

5мин

20мин

«Здравствуй, ёлочка-зелёные иголочки!»

5мин

20мин

«Пингвины – жители севера»

5мин

20мин

«Котята»

5мин

20мин

 

Всего: 20ми

80мин

 

 

 

 

Январь

Блок №1

Тема занятия

Часы из них:

Теория

Практика

Пластилинография

«Снеговик»

5мин

20мин

«Деревья под снегом»

5мин

20мин

«Зимняя сказка»

5мин

20мин

 

 

 

 

Всего: 15ми

60мин

 

 

Февраль

Блок №1

Тема занятия

Часы из них:

Теория

Практика

Пластилинография

«Открытка для папы»

5мин

20мин

«Сердечко»

5мин

20мин

«Еж. Ты что такой колючий?»

5мин

20мин

« Самая красивая бабочка»

5мин

20мин

 

Всего: 20ми

80мин

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

Блок №1

Тема занятия

Часы из них:

Теория

Практика

Пластилинография

«Веточка мимозы для мамы»

5мин

20мин

«Лебеди»

5мин

20мин

«Цветущая ветка»

5мин

20мин

«Весенняя полянка»

5мин

20мин

 

Всего: 20ми

80мин

Апрель

Блок №1

Тема занятия

Часы из них:

Теория

Практика

Пластилинография

«Ракета»

5мин

20мин

«Весна идёт, весне дорогу!»

5мин

20мин

«Колобок»

5мин

20мин

«Узор в полосе»

5мин

20мин

 

Всего: 20ми

80мин

Май

Блок №1

Тема занятия

Часы из них:

Теория

Практика

Пластилинография

«Салют»

5мин

20мин

«Разноцветный светофор»

5мин

20мин

«Подсолнух»

5мин

20мин

«Петушок»

5мин

20мин

 

Всего: 20ми

80мин

 

 

Содержание программы

Октябрь:

«Радуга-Дуга»

Воспитывать художественный вкус, творческую инициативность, самостоятельность; учить правильно подбирать цвета и оттенки; учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали; закреплять умение определять способы и приёмы лепки, развивать способности к сюжетосложению и композиции. Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук.

«Божья коровка»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии;

Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёмов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания, закрепление умения работать по контуру. Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, картон с изображением.

 

 

«Какая осень без грибов.»

Формировать у детей обобщенные представления об осеннем времени года. Создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью горизонтальной основы, упражняя навыки раскатывания, сплющивания. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво выполненной поделки, реализации конструктивного замысла.Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал, картон с изображением.

 

«Змейка.»

Развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности. Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией. Подводить детей к созданию выразительного образа посредством объема и цвета. Расширять представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету.

Помочь детям вылепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой.

Заинтересовать детей украшением объекта декоративным узором. Знакомить детей с использованием способов скатывания пластилина, расплющивания из мелких комочков, полученных способом разрезания стекой на одинаковые части узкого цилиндрика (колбаски) для украшения поделки.Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал, картон с изображением.

 

 

 

Ноябрь:

«Птичка клюёт ягодки на веточке»

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, птицах;

Продолжать осваивать навыки пластилинографии: отщипывание, размазывание внутри контура, скатывание мелких шариков; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать эстетический вкус при оформлении работы. Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, картон с изображением.

 

«Осеннее дерево»

Учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии;

Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями и при помощи стеки делить её на мелкие равные части; упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, прямыми движениями пальцев рук – в овальную форму и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев рук; развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятие. Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, картон с изображением.

 

«Золотая рыбка (по сказке А.С.Пушкина)»

Формировать элементарное восприятие художественного слова в искусстве. Продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полуобъеме.Развивать аккуратность в работе с пластилином. Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал, картон с изображением.

 

«Подводное царство»

Уточнять и расширять знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику исполнения работы рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла.Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал, картон с изображением.

 

Декабрь:

 

«Кружевная снежинка»

Формирование эмоционального восприятия окружающего мира;

Закрепление приёма пластилинографии – раскатывание тонких колбасок, жгутиков разной длины; развивать согласованность в работе обеих рук, развивать мелкую моторику рук; поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилиновых жгутиков. Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук.

 

«Здравствуй, ёлочка-зелёные иголочки!»

Формировать умение детейпередавать в характерные особенности внешнего вида ели посредством пластилинографии;

Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки; развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа; совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа. Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, картон с изображением.

 

«Пингвины – жители севера»

Познакомить детей с представителем животного мира самой холодной природной зоны – пингвином. Передавать характерное строение птицы, соблюдая относительную величину частей.Закреплять усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.)Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал, картон с изображением.

 

«Котята.»

Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим». Продолжать знакомить детей с анималистическим жанром посредством пдастилинографии. Передавать строение фигуры котенка, разное положение туловища животного, закрепляя приемы изображения животного из отдельных частей.Упражнять умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). Помочь детям в смешивании пластилина разного цвета (2-х) для получения оттенков.Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал, картон с изображением.

 

 

Январь:

 

«Снеговик»

Закреплять приёмы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания, оттягивания, деления на части при помощи стеки;

Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, картон с изображением.

 

«Деревья под снегом»

Формирование интереса детей к зимнему времени года, к зимним явлениям (снегопад, рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приёмов пластилинографии;

Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина;

Развивать аккуратность при работе с пластилином;

Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка. Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, картон с изображением.

 

 

 

 

«Зимняя сказка»

Продолжать вызывать интерес к окружающему миру.Использовать свои умения в лепке.Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал, картон с изображением.

 

 

 

Февраль:

«Открытка для папы»

Развивать умение продумывать композиционное построение изображения;

Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений, обогащающих её содержание;

Воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности при работе с пластилином;

Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника. Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук.

 

«Сердечко»

Развивать творческое мышление;

Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции;

Развивать мелкую моторику рук; развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в композиции. Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, картон с изображением.

 

«Еж. Ты что такой колючий?»

Развивать у детей познавательный интерес к природе, представлений о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды. Расширять познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить, но и рисовать. Упражнять детей в навыках работы с пластилином: создание полуобъемного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта.Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал, картон с изображением.

 

«Самая красивая бабочка»

Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки. Знакомить с понятиями симметрии на примере бабочки в природе и в рисунке. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможности данного материала. Наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал, картон с изображением.

Март:

«Веточка мимозы для мамы»

Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме;

Закрепить приёмы раскатывания, размазывания пластилина;

Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определённой последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы;

Воспитывать любовь и внимание к родным и близким. Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, картон с изображением.

 

«Лебеди»

Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней;

Закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании;

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии;

Развитие цветовосприятия;

Развитие мелкой моторики рук. Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, картон с изображением.

 

«Цветущая ветка»

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина.Создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание.Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал, картон с изображением.

 

«Весенняя полянка»

Вызвать у детей эмоциональное радостное отношение к весенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.

Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем.

Продолжать лепить картинку из отдельных деталей – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Расширять умения применения разнофактурный материал для выразительности картинки.Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал, картон с изображением.

 

 

 

Апрель:

«Ракета»

Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей;

Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей;

Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей;

Воспитывать у детей проявление индивидуальности, оригинальности, фантазии. Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал.

 

«Весна идёт, весне дорогу!»

Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах;

Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином – пластилинографии; Продолжать развивать мелкую моторику рук;

Создать у детей интерес к работе с пластилином. Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, картон с изображением.

 

«Колобок»

Создавать пластилиновые картинки по рисунку, нарисованному карандашом: нарисовать пластилиновым жгутиком контур, затем заполнить рисунок пластилином, не заходя за контур. Создавать плоские пластилиновые картинки (или сложные лепные композиции с выпуклыми фигурами) (барельефами). Раскрывать творческие способности детей, чувства цвета, формы. Помочь детям понять использование смешения цвета пластилина.Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал, картон с изображением.

 

«Узор в полосе.»

Создавать композицию из цветов, листьев. Завитков, соблюдая симметрию и ритм на плоской поверхности пластилином.Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал, картон с изображением.

 

 

Май:

«Салют»

Побуждать детей передавать в пластилинографии впечатления от окружающего; развивать мелкую моторику рук; развивать креативное мышление детей, творческое воображение, фантазию; развивать цветовосприятие;

Развивать интерес к работе, поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника «День Победы». Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал.

 

«Разноцветный светофор»

Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов;

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней; продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы;

Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал, картон с изображением.

 

«Подсолнух

Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы. Закреплять навыки работы в технике «пластилинография». Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал, картон с изображением.

 

«Петушок.»

Уточнять знание о домашних птицах, их внешнем облике, повадках, передавая их в пластилиновой картинке.

Лепить контур по рисунку, заполняя его приемом размазывания и вдавливания и расплющивания отдельных комочков, не заводя за контур. Развивать координацию движения рук, мелкую моторику.Цветной пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, наглядно- дидактический материал, картон с изображением.

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Ольга Олеговна Т.

Детский сад "Дюймовочка" г. Ленинск - Кузнецкий


 

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.